Испытания веры

Cvetok iz dorogi

о.Фаддей Дайчер «Размышления о вере»

Глава 3 ИСПЫТАНИЯ ВЕРЫ

Для того, чтобы наша вера могла укрепиться, ее необходимо испытать, пропустить через горнило трудностей и бурь. Поверхностная вера, основанная лишь на воспитании, чувствах и усвоенных привычках, не выдерживает трудностей и ломается. Испытывая веру, Бог хочет отнять у верующего ее подпорки, которые так легко спутать с подлинным припадением ко Христу, стремлением опереться на Него и довериться Ему.

Подлинная вера лишена каких бы то ни было естественных подпорок, таких как понимание, ощущение, чувственный опыт или воображение; она опирается лишь на Бога и на Его слово. Бог не может позволить тебе полагаться на силу практики, чувства или опыта. Поэтому Он допускает, чтобы твоя вера подвергалась испытаниям. Эти испытания могут быть различными, в зависимости от того, на что, кроме Бога, твоя вера опирается. Если она опирается на естественное понимание, то должны угаснуть все светильники разума, чтобы то, во что ты веришь, предстало перед тобой совершенно бессмысленным. Если твоя вера опиралась на людей — мирян или священников — на их поведение, то придет такой момент, когда и это поколеблется или рухнет. Если она опиралась на чувство, на удовлетворение и опыт радости от молитвы или религиозной практики, то нечего удивляться, что придет время сухости и отвращения к этой практике. Тебе необходимо пройти это болезненное очищение, чтобы ты мог прийти к чистой истинной вере, а со временем и к подлинному созерцанию.

Ожидание Бога

Ставя человека в трудные ситуации, Бог вызывает в нем акт веры. Такие ситуации являют нам всю нашу немощь, и тем самым углубляют наше томление по Богу. Бог не хочет приходить к нам незваным. Любовь хочет быть долгожданной, если ее не ждут, значит, ею пренебрегают. В этом смысле вера — это ожидание. Сила твоего ожидания свидетельствует о твоей вере в мощь и любовь Бога. Ожидание Господа никогда не может быть достаточным. Мы должны все сильнее и сильнее ожидать Того, Кто жаждет прийти и Кто хочет, чтобы Его приняли. Это происходит благодаря твоим попыткам, но прежде всего, с помощью Его благодати, под воздействием которой твое томление по Нему усиливается и углубляется. У Господа Бога есть Свои способы животворить ожидание Его пришествия и милостей. Эти способы можно разделить на две категории. Бог может пробудить в наших сердцах жажду Его пришествия, например, с помощью творческого беспокойства или крайней нужды. Тогда вера станет выражением нашей потребности Бога, а возрастание ее будет проявляться в усилении ожиданияи жажды Бога. В других же случаях Он может допустить или сделать так, что тебе придется пройти тяжелые испытания веры, с которыми ты не сможешь справиться сам. Это могут быть проблемы нравственного плана (например, грехи, которым ты не можешь противиться), семейные сложности (распадающийся брак, пьющий или неверующий сын, живущий в незаконной связи). Это могут быть проблемы с пошатнувшимся здоровьем — твоим или твоих близких. В такие моменты ты отчетливо ощущаешь, что не можешь справиться с этим сам, что теряешься, и, благодаря этому, в тебе пробуждается жажда Бога и ожидание Его прихода. Это случай дарованный для возрастания и углубления твоей веры. Все проблемы и трудности, которые Господь Бог допускает или даже Сам создает в твоей жизни, призваны пробудить в тебе жажду Его; это испытание твоей веры. Глядя на все во свете веры, ты научишься видеть духовное значение событий. Это значение состоит в том, что всякое событие — явление Бога, нередко направленное на то, чтобы возбудить в тебе жажду Его присутствия, Его помощи, Его спасительного вмешательства. Чем серьезнее ты болен, тем сильнее ощущаешь потребность во враче. По мере усиления ощущения собственной беспомощности и угнетения различными трудностями, в тебе растет желание, чтобы, наконец, пришел Тот, Кто может тебе помочь, Кто охватит благодатью Искупления все твои проблемы и сможет спасти тебя. Просто нужно, чтобы ты поверил: Он хочет дать тебе все, в чем ты нуждаешься. Поверь в Его силу и бесконечную любовь. Если Бог хочет, чтобы ты достиг глубин веры, Он может подвергнуть тебя весьма тяжелым испытаниям, может многое у тебя отнять, лишить тебя практически всего. Он может лишить тебя каких бы то ни было корней, чтобы, оставленный без человеческих подстраховок, ты надеялся лишь на Его спасительную помощь.(…)

Жизненные бури

Время, когда мы переживаем жизненные бури, исключительно благоприятствует развитию нашей веры. Буря на озере, описанная в Евангелии — это в то же время некий символ нашей ситуации, когда в минуты тяжких испытаний веры, во время жизненных бурь нам кажется, что Иисус оставил нас, что Его нет с нами. Существуют разные жизненные бури — бури искушений, бури угрызений совести, неуверенности в будущем, беспокойства о своем здоровье, работе, бури, связанные с семейным разладом. Перед лицом таких бурь могут проявиться два состояния — страх, как у испуганных апостолов, и спокойствие, которое символизирует Христос, спящий во время бури на дне лодки. С человеческой точки зрения, Иисус спит в ситуации трагической, в лодке, брасаемой волнами и в каждую минуту готовой утонуть. Должно быть, Он очень устал, но только ли это? Иисус спал в лодке апостолов, а им казалось, что все уже погибло. Отсюда их паника, страх, ужас в ту минуту, когда они будят Иисуса. Во время бури отчетливо проявились два эти состояния. С одной стороны искаженные ужасом лица апостолов, а с другой — спокойное лицо спящего Иисуса. Поведение Христа кажется апостолам таким странным, что они даже упрекают Его: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк 4,38). Каждая буря имеет свой смысл. Каждая буря — это явление Бога, несущее с собою великую благодать, и прежде всего, благодать доверия. В ситуации бури нужно вглядеться глазами веры в спокойное лицо Христа. Здесь можно даже говорить о «богословии» сна Бога. Во время жизненных бурь нам не раз кажется, что Бог уснул. Однако библейское Откровение заключается не только в словах Бога, но и в Его жестах. Каким же глубоким содержанием наполнен этот жест — сон Иисуса в минуту величайшей опасности. Это не означает, разумеется, что в опасных ситуациях нам следует сидеть, сложа руки. Учение Церкви не признает квиетизма. Иисус не упрекает апостолов в том, что они пытались спасти лодку. Он упрекает их в отсутствии веры, из-за которого они поддались искушению страха и панике. Своим жестом, сном Он как бы говорит им: «Успокойтесь, ведь Я же с вами, пока Я нахожусь в лодке, ничего плохого с ней случиться не может». Состояние веры — это в то же время и молитва веры. Она проявляется в спокойствии перед лицом опасности, спокойствии в духовной сфере, ибо сфера психофизическая непосредственно от нас не зависит — здесь нас постоянно будут мучить различного рода беспокойства, и это не имеет серьезного значения. Важно, чтобы страх, возникающий в эмоциональной и психической сфере, не завладел нашей сферой духовной, чтобы он не вызвал изменений в нашем духовном состоянии, в наших действиях, мыслях и желаниях. Мы верим, что Он с нами, и вера эта делает нас спокойными, вопреки эмоциональным состояниям. Ведь Его присутствие означает присутствие бесконечной силы и любви. Когда в твоей жизни будут бушевать бури — не важно, внутренние или внешние — взгляни на спокойное лицо Иисуса. Тогда ты поймешь, что не одинок, что в любой ситуации Он как бы говорит тебе: «Эта буря пройдет, не может не пройти».В минуты бурь и испытаний нашей веры не будем забывать и о постоянном присутствии Той, Которая является Матерью нашего доверия. Будем же просить Ее (Пресвятую Деву Марию), чтобы Она дала нам частицу Своего доверия, чтобы мы перестали полагаться на себя, на вещи или на людей, и заметили, наконец, что Ее Сын постоянно стоит рядом с нами, что это Он — единственный залог нашей безопасности. Будем просить Марию, чтобы, по Ее примеру, мы полагались исключительно на Господа: «Матерь Великого Доверия, отдаюсь Тебе до конца, без всяких условий».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.