Поучение о гордыне. Св. Иоанн Мария Вианней

1_bosch_gordynja

Боже! Благодарю Тебя,
что я не таков, как прочие люди,
грабители, обидчики, прелюбодеи,
или как этот мытарь
(Лк 18. 11)

Так обычно высказываются люди, ложно понимающие набожность – гордые, самовлюбленные, вечно критикующие поведение других. Им подобны и богатые, которые с презрением глядят на бедных, словно бедняк вылеплен из другого теста. Можно даже сказать, что эти слова звучат повсеместно. Ибо и в самых высоких общественных сферах мы встречаемся с проклятым грехом гордыни и видим, как каждый желает вознестись над другими, как переоценивает себя и придерживается о самом себе самого лучшего мнения.

Гордыня – это источник всяческих проступков и причина разнообразных несчастий в этом мире. Часто доходит до того, что люди в ослеплении своем начинают гордится тем, что должно было бы их опозорить. Одни раздуваются от гордости, потому что им кажется, будто они обладают большими способностями, другие гордятся своим имуществом или деньгами и не желают помнить о том, что, чем больше они приобрели, тем больший счет будет им предъявлен Богом. И в самом деле, все мы должны повторять со святым Августином: «Боже мой, сделай так, чтобы я познал, каков я есть, и преисполнился смущением и устыдился себя самого». Сегодня я буду говорить вам о том: 1) как гордыня ослепляет человека и делает его отвратительным в глазах Бога и людей; 2) каким образом можно впасть в этот грех; 3) какими средствами следует воспользоваться, дабы его исправить.

Ослепление гордыней

Чтобы дать вам надлежащее понятие о гордыне, следовало бы, с разрешения Господа, извлечь из пропасти Люцифера и поставить его на моем месте, дабы он сам представил вам опасность этого греха и показал, каких небесных благ из-за этого он лишился и какие несчастья на себя навлек. Этот грех, бывает, длится минуту, а последовавшая за ним кара – целую вечность. Особенно характерно для гордыни то, что впавший в нее человек не замечает за собой никакой вины. Гордец не желает верить в то, что он горделив, не хочет признать, что не прав. Ему кажется, что все, сказанное им, правильно. Как можем мы определить глубину этого греха? По страданиям и унижению, которое принял на себя Господь Иисус ради его искоренения. Он был сыном бедных родителей и жил, никому не ведом.

Посмотрите, какие великие несчастья накликал на землю грех гордыни. Если бы не этот грех, не было бы преисподней. Если бы не этот грех, Адам до сих пор пребывал бы в земном раю, и все мы были бы счастливы: неподвластны болезням и всяческим горестям, не было бы ни смерти, ни страшного суда; мы не должны были бы бояться несчастливой вечности, небо было бы нам гарантировано. Нам было бы хорошо на этом, а еще лучше – на том свете; жизнь протекала бы в прославлении доброго Бога, и когда-нибудь душой и телом то же самое мы делали бы и в небе. Если бы не этот проклятый грех, Иисусу Христу не потребовалось бы умирать. Скольких страданий избежал бы Божественный Спаситель!

Спросите меня, почему этот грех вызвал столько несчастий? Да потому, что, если бы не обуяла гордыня Люцифера и ангелов его, некому было бы искушать первых родителей, и пребывали бы они во благе. Я хорошо знаю, что каждый тяжкий грех – скупость, пьянство, мстительность, нечистота – заслуживает вечной кары и что каждый из этих грехов глубоко огорчает Бога. Однако гордыня более всех ранит Сердце Иисуса. Ибо гордый человек подобен бунтовщику, который не только презирает права своего властителя, но еще и старается всадить ему нож в сердце, сбросить с трона, растоптать и занять его место. Можно ли себе вообразить большую ярость?

Святой Дух также с досадой высказывается об этом прегрешении. Он говорит, что гордый человек противен Богу и людям. А Иисус Христос благодарит своего Отца за то, что скрыл тайны сии перед зазнавшимися и объявил их малым. Если внимательно прочитать Священное Писание, мы убедимся, что Бог сурово карает и унижает зазнавшихся.

Примером того явился царь Навуходоносор, который в своей гордыне считал себя Богом. Когда он начал задаваться, хвалясь своим могуществом, он познал, что существует Бог в небесах, управляющий царствами. Ибо Бог напустил на этого гордеца такое затмение разума, что ему начало казаться, будто он стал зверем, а посему бежал в леса и там, словно животное, питался травой. И длилось это состояние до тех пор, покуда Навуходоносор не пришел в себя и не познал, что он – жалкое и ничтожное создание. Посмотрите, что приключилось с гордым Датаном и Абироном, а также двадцатью наизнатнейшими евреями, которые без призвания хотели, как жрецы, воскурить Богу жертву из кадила и бунтовали против Моисея и Аарона. Бог приказал отлучить их от сынов Израиля. А когда это свершилось, в ту же минуту разверзлась под их ногами земля и поглотила заживо. Посмотрите на Ирода, который приговорил к смерти св. Апостола Иакова и заточил в темницу св. Петра. Не было предела его гордыне. Как-то раз уселся он на троне в царском облачении и начал хвалиться перед народом красноречием, а тот говорил в ослеплении: «Это не человеческий голос, это – глас Божий». В ту же минуту Ангел поразил Ирода страшной болезнью – черви живьем начали пожирать его тело. И так гордый и жестокий Ирод умер позорной смертью. Гордый Аман хотел, чтобы все падали перед ним на колени. Он разгневался на Мардохея за то, что тот не выказал ему почтения, и приказал приготовить для него виселицу. Но так как Бог противится гордецам, он допустил, чтобы на этой виселице повесили самого Амана.

Один отшельник гордился своей верой и в присутствии св. Палемона бросился в огонь, будучи убежден, что с ним ничего не случится. С помощью злого духа он и в самом деле вышел невредим из пламени, но тотчас же совершил позорный грех против добродетели чистоты, а злой дух на глазах Палемона бросил зазнайку в раскаленную печь, где тот и погиб.

Так уж повелось – всюду и всегда гордецов ждет унижение, ибо этот проступок мерзок Богу и противен людям. Потому что гордец не уступит никому, он возносится среди равных, он хочет сравняться с теми, кто стоит выше него – часто он ссорится, поэтому люди держатся от него подальше и ненавидят его. Гордыня странным образом изменяет человека – так, как она изменила ангела, одно из прекраснейших творений, превратив его в отвратительного черта. Так же и человека – Божие дитя – она предает в плен сатане.

Как распознать грех

Согласитесь, годыня – отвратительный грех, и она глубоко оскорбляет Бога и накликает страшные несчастья на людей. Но как же ее можно распознать? Она сопровождает человека всюду, вмешивается в его поступки и слова, будто некая приправа, без которой не обходится ни одно блюдо. Сам Иисус описывает в Евангелии гордеца в лице фарисея, который пришел в святыню и в присутствии людей так начал молиться: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятину из всего, что приобретаю. Так гордый человек все приписывает самому себе, а не Богу. Несчастная гордыня охватывает старых и молодых, богатых и бедных. Каждый хвалится тем, кем стал, что содеял, ищет аплодисментов, выпрашивает у людей бренной славы.

Чаще всего гордыня проникает за порог богачей. Сумел кто-нибудь сколотить состояние – тут же изменяет образ жизни и, как те фарисеи, желает, чтобы люди называли его господином, чтобы уступали ему первые места. Он начинает роскошно одеваться. На приветствие едва удостаивает кивком головы, не сняв при этом шляпы; в разговоре пользуется изысканными выражениями, похваляясь ими, хоть зачастую не понимает их смысла. Он будет вам рассказывать, какое большое наследство ему выпало, потом что хочет показать, что еще больше разбогател. Когда ему удаются какие-нибудь дела, он так повсюду разглагольствует об этом, что уши вянут. Он рассказывает о своих путешествиях, и тут тоже преувеличивает. Ему кажется, что все глядят на него с восхищением, тогда как в душе они с жалостью посмеиваются над его глупостью.

Гордец не хочет признавать никаких заслуг за другими, он остро критикует, унижает ближних, чтобы возвыситься самому. Он рассказывает о своих делах, хвалится для того, чтобы другие высказывались о них с почтением. Стоит ему увидеть несколько человек в одном месте, ему тотчас же кажется, что речь идет о нем, что его хвалят или обсуждают. Глупой девице кажется, что у нее красивая фигура, и поэтому она вышагивает деланной походкой, с какой-то напыщенностью и заносчивостью, которая, кажется, разрослась до небес. Если у нее много нарядов и платьев, она специально не станет закрывать шкаф или сундук, чтобы люди это видели.

Люди начинают задаваться, гордясь своими достижениями, тем, что умеют хорошо исповедоваться, хорошо молиться, они гордятся своим скромным поведением в церкви. Мать гордится детьми, крестьянин – урожайными, более умело обработанными полями, молодой человек – цепочкой или часами, потому-то он так часто проверяет время. Иногда в игре кто-нибудь из игроков вынимает из кармана все деньги, чтобы его считали богатым и восхищались, хотя нередко оказывается, что эти деньги он одолжил.

Когда гордец оказывается в каком-нибудь незнакомом обществе, он принимается рассказывать о своей семье, богатстве, талантах – все ради того, чтобы поднять свой образ в глазах окружающих. Если у какого-нибудь отца есть взрослые сыновья или дочери на выданье, вы немедленно услышите, как он начнет рассказывать, сколько тысяч он поместил в облигациях. А попросите его в эту минуту подать пять грошей нищему, как эти богатства неизвестно куда улетучатся. Портной или другой ремесленник выхваляется своим талантом и даже на улице иногда готов показать, что это он сделал такое красивое платье или другую вещь.

Проклятый грех гордыни проникает повсюду, даже к пастухам и бедным горцам. Когда дровосек корчует лесные деревья при дороге, он тоже старается делать это так ловко, чтобы те, кто проходит мимо, им восхищались. Хуже того, даже злодеи гордятся своими преступлениями. Пьяницы рассказывают, как много они могут выпить, да так, что даже в голове не зашумит, а другие, когда выпьют столько же рюмок, уж совсем пьяны. Заметьте, как иногда кто-нибудь говорит о себе со смирением и даже голову опускает. Но стоит ему услышать какую-нибудь колкость в свой адрес, он тотчас же сожмется и разозлится, а это явный признак гордыни.

Даже в хороших поступках таится этот грех. Посмотрите на людей, которые лишь для того творят добрые дела, чтобы их считали благодетелями. Когда они помогают нищему в присутствии других, они умышленно дают большую милостыню, чем дали бы тогда, когда совершают подаяние в одиночку. Гордый человек не выносит осуждения: чтобы он ни сказал, как бы ни поступил – все должно быть хорошо.

У других людей он видит одни недостатки и зачастую самые благородные намерения и побуждения истолковывает неверно.

Мы знаем и множество таких людей, которые, чтобы придать себе веса, пускаются в измышления! В разговоре они преувеличивают или просто врут из боязни унижения. Старики хвалятся тем, чего они не сделали. Послушать их рассказы, так подумать можно, что перед вами большие герои, которые всю землю обошли. Молодые, опять-таки, с преувеличением рассказывают о том, чего они в будущем не сделают. И так все лгут в погоне за фимиамом похвал. Таков теперешний свет. И вы загляните себе в душу и, положив руку на сердце, скажите, не прав ли я?

Этот грех сильно затемняет разум. У других мы видим гордыню, но не замечаем ее в себе. Человек, который ищет у людей похвалы – глупец. А почему? Потому что он теряет все заслуги от своих поступков и осуждает себя на погибель. Он ищет признания, но не найдет его; люди его высмеют. Чем тише кто-либо живет и чем меньше жаждет прослыть, тем более прославлен тот Богом, тем больше имя его станет знаменитым во всех уголках мира.

Как фарисей являет собой образ человека гордого, так мытарь являет образ человека покорного, проникнутого чувством собственного ничтожества и полагающегося на Бога. Он забывает обо всем, что мог бы совершить в жизни благого, и живо признает свою духовную нищету и недостойность. Он не смеет ни предстать перед Богом, ни возвести глаза к небу, он не высовывается вперед, не жаждет, чтобы его видели, он стоит в углу как обвиняемый перед судьей, глядит в землю, его сердце охвачено сожалением, глаза наполнены слезами. Из его души вырывается жалоба: «Боже мой, смилостивься надо мной, ибо я – великий грешник». Именно эта покорность тронула Сердце Бога, ибо мытарю было даровано прощение провинностей, и он получил похвалу из уст Иисуса Христа, который говорит, что он возвратился домой оправданным, тогда как фарисей в святыне положил на совесть еще один грех. И заканчивает Господь Иисус свой рассказ замечанием о том, что тот, кто возвысился, будет унижен, а тот, кто себя унижает, будет возвышен.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.