Со святыми ко спасению. Бенедикт Нурсийский. 11 июля

Freska St. Benedikt

Св. Бенедикт родился в Нурсии, городке в Сабинских горах в Умбрии, Италия,около 480 г. Обучался в Риме, но идя за гласом благодати, удалился в Субиако, где стал вести отшельническую жизнь, посвящённую молитвам и умерщвлениям. Когда к нему стали приходить ученики, основал в округе 12 монастырей. Затем переехал в Монте Кассино, где основал знаменитое аббатство и написал Устав, который вскоре распространился по всей Европе. Св. Бенедикт умер в своём монастыре 21 марта 547 г. В 1964 г. папа Павел VI провозгласил его покровителем Европы.

Два главных источника сведений о жизни и служении св. Бенедикта – вторая книга Собеседований св. Григория Великого, написанная ок. 597, и Святой устав, написанный самим Бенедиктом для созданных им монашеских общин.

Цицерон характеризовал сабинян как severissimi homines – т.е. как людей, традиционно отличающихся суровостью нрава. В своей семье – семье мелких землевладельцев – Бенедикт, вероятно, получил воспитание в духе старинных римских добродетелей «серьезности» (gravitas) и «строгости» (severitas), смягченных христианским благочестием и моралью. В 14-летнем возрасте Бенедикт для завершения образования был послан в Рим в сопровождении его кормилицы Кириллы. Проникшись отвращением к праздности, роскоши и порочности столичной жизни и ощущая в себе крепнущее монашеское призвание, Бенедикт бежал из Рима и на некоторое время поселился в городе Эффиде (ныне Аффида), где его приютила община «благочестивых мужей». Тяготясь приобретенной репутацией чудотворца, он решил стать отшельником и удалился в горную пещеру в долине Анио, неподалеку от Субиако.

В своей пещере Бенедикт провел в полном уединении три года, ведя суровую аскетическую жизнь, образцом для которой служили подвиги египетских отцов-пустынножителей. Однако его уединение было нарушено – сперва неким пресвитером, который в праздник Пасхи принес ему обед, а затем множеством людей, которые искали у него душеспасительных наставлений и даже «спешили поступить под его начало» (Собеседования 2). Уступая просьбам, он согласился стать на время настоятелем монастыря Виковаро, однако покинул монастырь, поскольку монахи сочли его правило слишком строгим и попытались отравить Бенедикта. В Субиако Бенедикт положил начало новой организации монашеской жизни, основными чертами которой были совместное осуществление суточного цикла богослужений с общим пением, чтение и научные занятия, а также физический труд. Здесь же к нему присоединились два самых прославленных из его учеников, Мавр и Плакидий, впоследствии канонизированные.

В конце концов, из-за притеснений со стороны иподиакона Флоренция Бенедикт вынужден был покинуть основанные им в Субиако 12 небольших монашеских общин и отправился в Монте-Кассино. Земельный надел на вершине ставшей теперь знаменитой Кассинской горы был подарен Бенедикту каким-то знатным вельможей. Здесь св. Бенедикт обосновался на всю оставшуюся жизнь, выстроив для своей общины первый из больших кассинских монастырей.

В Монте-Кассино Бенедикт написал свой Устав. Этот замечательный документ, состоящий из 73 коротких главок и вступления, оставался непререкаемой нормой монашеской жизни в Западной Европе на протяжении почти 5 веков. Устав отличает относительная мягкость (в сравнении с крайне суровыми правилами жизни восточного монашества). Главный акцент в нем делается на принципах монашеского общежития как главного средства достижения святости жизни, и на добродетелях смирения и послушания. В уставе строго проводится принцип единоначалия: аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Детально расписано, каким образом должен осуществляться суточный круг богослужений вместе с монастырским horarium (чтение Часов), в котором отводится время для занятий и для физического труда. Содержатся предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Досконально изложена система подчинения старшим. Если община очень велика, аббат может делегировать часть своей власти приору или деканам; по всем серьезным вопросам аббат должен советоваться со старейшими монахами.

Задачей Бенедикта, как он сам о том говорит, было создать «школу служения Господу». Этой «школе» предстояло сыграть важную роль в сохранении христианской культуры на протяжении раннего Средневековья и в определении характера последующего развития средневекового общества. День памяти святого 11 июля.

yarcatholic.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.